Цель Концепции развития математического образования — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Предлагаем ознакомиться с полной версией Распоряжения правительства РФ, перейдите по ссылке
«Концепция развития математического образования в Российской Федерации»
Занимательная математика
Уважаемые родители!
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.
Хотим Вас познакомить с развивающими математическими играми, которые имеют большое значение в развитии математических способностей и в развитии интеллекта. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, существует точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Играя всей семьей в развивающие игры, вы вместе ведете совместный поиск решения проблем, думаете, рассуждаете, находите правильное решение. Все это способствует лучшему усвоению материала и развитию познавательного интереса к математике у вашего ребенка,желание и умение учиться. Неоценимую роль развивающие игры играют в сближении детей и родителей, развитию духовного мира ребенка.
Создавайте домашнюю игротеку и играйте со своими детьми в увлекательные, развивающие игры.
«Цветные, счетные палочки»
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
В младшем возрасте играя со своим ребенком можно группировать, сравнивать по длине (высоте), сооружать из них постройки (используя цветные альбомы). Группировать по цвету (одинаковые палочки по цвету имеют одинаковую длину и наоборот). Играя вместе с цветными счетными палочками ваш ребенок познакомиться с миром чисел и цифр, действиями сложения и вычитания на основе состава чисел из двух меньших, порядкового счета, измерения.
«Блоки Дьенеша»
Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.
Играя с логическими блоками вы познакомите своего ребенка :
С геометрическими фигурами, размером;
Разовьете мыслительные умения: сравнивать, классифицировать, обощать;
Разовьете познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;
Набор «Давайте вместе поиграем» содержит игры, иллюстративный материал, который поможет вам всей семьей освоить игры.
Игры «Сложи узор», «Сложи квадрат»
Вместе играя со своим ребенком вы сможете изменять и воссоздавать по форме и цвету узоры. Если вашему ребенку сложно создать узор, то в играх имеются уровни усложнения по возрасту детей.
Игра «Сложи квадрат»
В процессе игры вы знакомите ребенка с сенсорными эталонами цвета и формы, умением соотносить целое и части. Выполняя игровые задания вместе вы развиваете у ребенка сообразительность, логическое мышление, пространственное воображение, математические способности. Игровые задания расположены в порядке усложнения. Начинайте с легких и посильных задач, чтобы ребенка можно было похвалить.
Согласно определению Международных образовательных стандартов, математическая грамотность – это
— способность человека понимать и определять роль математике мире;
— высказывать хорошо обоснованные математические суждения
— применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Под математическим развитием современные ученные (А.В. Белошистая, Н.В. Микляева и др.) понимают существенные изменения в интеллектуальной сфере личности ребенка, происходящие в процессе математического познания действительности в условиях приоритета моделирующих действий, приводящих к формированию математических представлений.
Таким образом, Математическая грамотность дошкольника – это способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Согласно ФОП ДО содержание образовательной деятельности выделяет область «Математические представления», которая в соответствии Стандарту дошкольного образования направлена на формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания
Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит как в специально организованной деятельности, так и спонтанно, в процессе игр ребенка и его взаимодействия с окружающей его социальной и предметно-пространственной средой. СЛАЙД 4 В связи с этим перед педагогами дошкольной организации стоит задача создания единства развивающей предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Предметное содержание (или игровое, дидактическое оборудование), пространственная организация (или размещение предметов в пространстве групповых помещений), а так же их изменений во времени напрямую зависят от возраста детей, для которых организуется развивающая среда.
Наполняя предметную среду группы, в первую очередь следует опираться на актуальный уровень развития дошкольников.
Содержание предметной среды для детей раннего возраста направлено на формирование сенсорных эталонов и познавательных действий с предметами (это сенсорно-двигательные тренажёры, сортеры, игры на выстраивание логических цепочек из трёх частей «до» и «после» и др.)
Особенностью предметной среды детей 4-ого года является максимальная насыщенность, позволяющая ребенку активно накапливать чувственный опыт, стимулировать интерес и активность.
Для детей 5-го года жизни большое значение для математического развития приобретает наличие предметов, с которыми можно производить практические манипуляции – пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить.
На шестом году жизни на первое место выходит развитие проявлений самостоятельности детей, их самоорганизации. В игровом уголке стоит предусмотреть игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей.
На седьмом году жизни дети проявляют интерес к головоломкам, экспериментам, техническим приспособлениям и устройствам, активно конструируют, трансформируют и создают новые предметы. Старшие дошкольники разгадывают кроссворды, ребусы, выполняют познавательные задания, доступны такие игры с правилами, как шашки, нарды и шахматы. (описание инфраструктуры ДОО, соответствующей современным условиям оснащения ДОО, критерии формирования; перечень материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО- представлено РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Учебно-методическое обеспечение по формированию математической грамотности представлено следующим комплексом: программным комплексом для интерактивной доски «Математика в детском саду»; методическое пособие Коротовских «Образовательные ситуации для развития математических представлений дошкольников» для детей 3-7 лет; рабочие тетради Коротовских «Развиваем математические представления дошкольников» для детей 3-7 лет; для детей 5-7 лет методич. Пособие Петерсон «Задачи в кроссвордах», «Сказочная математика», для детей 6-7 лет по формированию представлений о времени «Который час?»
В практике нашей организацией занятия по ФЭМП построены с включением игровых технологий (Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера), для детей 5-7 лет содержание дополняется с учетом программы учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатории» «Основы математики и теории вероятности»