Лекотека – это структурное подразделение, предназначена для детей, нуждающихся в психолого — педагогической и социальной помощи и не имеющих возможность посещать дошкольные учреждения. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек». Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в физическом и психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.
Основной метод работы лекотеки – это игра. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые игровые сеансы с детьми (в присутствии и с участием их родителей). Современное оборудование, которым наполнена лекотека, позволяет обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение детей не только тех, которые посещают детский сад, но и тех, которые воспитываются в семье, а таким детям требуется специальное коррекционное сопровождение специалистов.
Спокойная и доброжелательная обстановка, в сочетании с мощным положительным влиянием оборудования, таких, как, зеркальный шар, сухой бассейн с подсветкой, пузырьковая колона с плавающими рыбками, светящие волокна, звездное небо и звездное панно, способствуют появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Также развиваем коммуникативные и двигательные навыки детей, в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал, наглядность, специальное оборудование, направленное на развитие: тактильно-двигательного восприятия, мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия, развиваем координацию движений с помощью тактильных дорожек, также в процессе занятия используем акустические панели, говорящие зеркала, мягкий игровой конструктор из различных модулей, мягкий конструктор пазл.
Ожидаемый результат:
1. Повышение комфортности образовательной среды, предоставление доступа маломобильным группам населения и детям-инвалидам, детям с ОВЗ.
2. Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
3. Осуществление полноценного воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
4. Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.
5. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении, совершенствования систем и функций организма, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
6.Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, дети — инвалиды), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
7. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
8. Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образовании в работе с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами, путем совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социального функционирования, индивидуально-дифференцированного подхода, который создадут условия для более гармоничной, личностно-актуальной социализации ребенка и равные стартовые возможности для дальнейшего школьного обучения.
Пребывание в лекотеки способствует нормализации и коррекции психоэмоционального состояния ребенка, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, улучшению сна. Мы проводим с детьми занятия по эмоциональной разгрузке и на способность к волевому регулированию. У детей тяжело вступающих в контакт со сверстниками, застенчивых и стеснительных занятия в лекотеке способствуют их раскрепощению и, улучшения эмоционального состояния.
Также проводим занятие по релаксации. Для этого у нас имеются различные мягкие покрытия, кресла трансформеры, мягкий пуфик со специальными гранулами. Педагоги нашего ДОУ находятся в постоянном творческом поиске новых методов и форм коррекционного воздействия. Итогом такого поиска стала организация кружковой деятельности в «Лекотеке». Кружок «Добрая радуга» посещают дети нашего дошкольного учреждения, разного возраста по запросу педагогов и родителей.
Организация предметно-пространственной развивающей среды «Лекотеки»
Оборудование «Лекотеки»
- Мягкие Модули
- Пуфик-кресло с гранулами 1 штука
- Детское складное кресло «Трансформер»-2 штуки
- Напольные маты- 8штук
- Коврик «Пазл» -2 штуки
- Сухой бассейн -1 штука
- Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной-1штука
- Ковер «Звездное небо» настенный —1 штука
- Безопасный оптико-волоконный пучок торцевого свечения «Светлячок» 1-штука
- Детское панно «Звездное небо» -1 штука
- Зеркальный шар с приводом вращения -1штука
- Профессиональный источник света к зеркальному шару
«Зебра-50» — 1штука
- Дорожка тактильная (18 элементов)
- Набор рыбок для пузырьковой колонны —6 элементов
- Говорящие зеркала — 2 штуки
- Акустическая тактильная панель 3 –штуки
- Интерактивная доска -1 штука
- Компьютер-1 штука.
- Модули для рисования песком-1 штука
- Стол песочный -1 штука
- Модули для рисования на воде -2 штуки
- Мольберты для рисования на стекле — 5штук
В Лекотеке спроектирована предметно-пространственная развивающая среда, соответствующая следующим требованиям:
— среда стимулирует активность как ребенка, так и его родителя;
— среда имеет возможность быстрой модификации в соответствии с характером нарушения каждого ребенка;
— разнообразна, удобна, эргономична, эстетически привлекательна.
Многофункциональная среда в комнате «Лекотека»
Среда
|
Назначение |
мягкая | обеспечение комфортных и безопасных условий; создание условий для релаксации. |
зрительная | успокаивающее и расслабляющее действие в результате медленно меняющихся световых эффектов; привлекающее и поддерживающее внимание для зрительной стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса (яркие светооптические эффекты) |
акустическая | успокаивающее и расслабляющее действие (тихая медленная музыка); привлекающее и поддерживающее внимание для слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса (звуковые и шумовые эффекты) |
тактильно-кинестетическая | освоение новых ощущений и развитие тактильной чувствительности, различение свойств предметов и улучшение зрительно-моторной координации |
Описание оборудования
Оборудование | Описание |
Световые модули для рисования |
Предназначены для техники рисование песком, на воде и на стекле, развивает зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику рук |
Мягкие пуфики
|
Различны по высоте и размеру, мобильны. Сидя на пуфике, ребенок отдыхает, слушает музыку, наблюдает за светоэффектами, расслабляется и т.д. |
Мягкие релаксационные кресла |
Выполнены таким образом, что повторяют все изгибы тела ребенка, обеспечивают его поддержку и вызывают чувство покоя. Используются для проведения релаксационных упражнений. Упражнения проводятся в положении сидя, лежа. Позволяют достичь полной релаксации. |
Световые волокна
|
Шелковистые нити имитируют струи воды. Через них приятно проходить, трогать руками, перебирать в пальцах. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, создают приятные эмоциональные переживания. |
Тактильно-кинетическая панель |
Щит с закрепленными на нем тактильными модулями, выполненными из различных материалов, позволяет формировать сенсорные эталоны у детей, развивать осязательные навыки, улучшать зрительно-моторную координацию и чувствительность кончиков пальцев. |